Вторая статья о новой разрабатываемой совместно с «Шелл» категории моторных масел будущего поколения, под временным названием P-11, которая должна сменить текущий стандарт API CJ-4 моторных масел для дизельных двигателей.
Сылка на первую статью - Cледующее поколение моторных масел
Вначале немного напомним хронологию стандартов моторных масел для нагруженных двигателей Американского института нефти (API):

Таким образом, мы видим, что действующий сейчас стандарт продержался гораздо дольше своих предшественников. Новые же поколения двигателей в своем прогрессе требуют для квалификационных тестов масла, которые еще не стандартизированы. Эту задачу и решает разработка новой категории P-11.
Теперь уже ясно, что будущий стандарт новых моторных масел для нагруженных двигателей будет иметь две вариации (которые скорее всего будут называться CK-4 и FA-4). Одна будет представлять масла, которые безопасно могут использоваться в текущих транспортных средствах, другая предназначена для следующего поколения грузовых автомобилей и призвана обеспечивать максимальную экономию топлива.

Каким же тестам будут подвергаться сами новые масла для прохождения новых спецификаций? Ведь именно тесты определяют принадлежит ли к той или иной спецификации моторное масло, прежде чем оно поступит в продажу. Масла PC-11 продолжат использовать многие из уже имеющихся тестов, но некоторые из них, как например, устойчивость к сдвигу, будут иметь более жесткие требования, чтобы удовлетворять условиям работы в двигателях будущего поколения. Появятся два новых теста, которые призваны подтверждать, что новые моторные масла смогут соответствовать контролю аэрации и устойчивости к окислению необходимые для новых технологий.
Тест на устойчивость к сдвигу
Устойчивость к сдвигу является мерой способности масла противостоять механической деградации при приложении сильной динамической нагрузки (Рис 1а и 1b). Разложение полимеров масел на более мелкие частички может снизить его вязкость, что в свою очередь может привести к нарушению защиты важных частей двигателя. Маслам PC-11 придется соответствовать более строгим параметрам устойчивости на сдвиг.
Увеличивающаяся сдвиговая сила:

Рис 1a: Моторное масло с недостаточной устойчивостью к сдвигу разрушается под давлением

Рис 1b: Улучшенные масла сохраняют свою вязкость даже в случае контакта с большой нагрузкой
Тест на контроль аэрации для новых технологий
Другой важный момент - это контроль аэрации для современных технологий. Аэрацией является вкрапливание крошечных пузырьков воздуха или пены в масле, она может препятствовать его способности охлаждать и защищать двигатель. Более высокие операционные температуры, оказываемые давления и потоки в современных двигателях могут увеличить объем воздуха захваченного смазкой. Масла также все чаще используются, как гидравлические жидкости для клапанного механизма приведения — задача, которая может быть скомпрометирована маслом с имеющейся аэрацией. Таким образом контроль аэрации становится все более важной задачей.
Маслам PC-11 придется проходить тест на аэрацию нового двигателя Caterpillar.
Тест на устойчивость к окислению при работе моторного масла в более горячих двигателях
Следующее важное требование, которое также будет проверяться тестами - это улучшенная устойчивость к окислению для защиты более горячих двигателей. Окисление - это реакция молекул масла с кислородом. В результате возможна деградация масла, образование шлама, изменение его свойств, снижение срока замены, увеличение коррозийного износа. Будущее поколение двигателей скорее всего будет работать при более высоких температурах, что может значительно ускорить процесс окисления. Выбор правильных базовых масел и антиокислительных присадок может нарушить окислительные реакции и предотвратить образование вредных побочных продуктов. Маслам PC-11 придется пройти новый тест устойчивости к окислению.